Биология в проектах.



Занятия на 19 и 20 апреля:

Защита проекта считается успешной при получение в определенного количества баллов (детализированный список критериев).

По причине того, что виды, цели и результаты проектной деятельности могут быть разнообразны, в определенной степени могут различаться формы и средства его защиты. К публичной защите проекта Вы должны подготовить:

  1. Письменное описание проекта. Требования и рекомендации по его написанию можно посмотреть по ссылке.

  2. Отзыв руководителя (см. форму).

  3. Проектный продукт.

  4. Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы.

Проектный продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости от его специфики, стоит решить вопрос о целесообразности использования мультимедийной презентации.

Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:

  1. Приветствие.

  2. Актуальность и цель проекта.

  3. Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.

5. Характеристика (презентация) проектного продукта.

6. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.

7. Ответы на вопросы жюри.

Более подробную информацию о защите проекта смотрите в разделе "Защита проекта"

Например:

"Уважаемые слушатели, члены жюри! Я ученик (ца)___класса, ...(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ....(Фамилия И.О., должность) Тема моего проекта.. Выбранная тема является актуальной, потому что... Таким образом, целью проекта было ... Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи... Для этого я ....... изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. В результате мне удалось создать... К преимуществам/ недочетам работы можно отнести.... В процессе работы над проектом я научился... Буду продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой (почему?)Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы"

Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.

Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: "...о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам..."

После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):

1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?

2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы ведения проекта?

3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?

4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?

Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.

На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.

Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.

Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов. Заранее продумайте какой форме вы сможете выгоднее всего представить свой проектный продукт.

Если вы решили использовать мультимедийную презентацию, то предлагаем вам прочитать советы по созданию презентаций

1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это поможет четко сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.

2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем зрителям с любого возможного расстояния. Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или Arial, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как Times. Рекомендуемый размер основного шрифта: 24. Заголовки могут быть чуть крупнее.

3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалить слова, не несущие смысла.

4. Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько требуется, но не больше.

5. Выбирайте неяркий и равномерный фон слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.

7. Проверяйте правописание.

8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.

9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.

10. Следите за временем. Обращайте внимание на поведение аудитории.










 Занятия на 1 и 2 марта:


Грамотное оформление приложения  является одним из главных требований наряду с верно структурированными и содержательными введением, основной частью, заключением. Чтобы точно узнать все правила, можно изучить методичку, а также опереться на нормы ГОСТ 7.32-2001.


В среднем стандартный проект занимает до 40 листов формата А4. Однако иногда грамотно разместить всю информацию в основной части невозможно. Это касается таких случаев, как сложная тема, большое количество иллюстраций и расчётов, как например у студентов экономических и технических факультетов. Часто практические исследования необходимо подкреплять объемными схемами и диаграммами. Поэтому для материалов, подтверждающих различные рассуждения и выводы, а также способствующих легкому восприятию труда, оформляется особый раздел, который и называется приложением к курсовой работе.  

На подготовку этой финальной части вашего проекта также потребуются силы и немалое количество времени. Достаточное количество приложений ярко демонстрирует, что студент основательно подошел к выполнению задания, подобрал так много учебного материала, что потребовалось создание отдельного нового раздела. А наличие нескольких документов и таблиц позволяет подчеркнуть, что вся работа проводилась доказательно. Конечно же, это положительно скажется на защите проекта и будущей оценке.

    Дополнительный материал может пояснять и дополнять проект различными данными, а может иметь справочный вид. В зависимости от этого выделяют два основных вида: обязательный и информационный. Без первых не может существовать ни один хорошо подготовленный труд: это таблицы и разного рода вычисления, значения. Такие материалы обязательны для будущих инженеров, менеджеров и бухгалтеров.

    В качестве информационных приложений выступают схемы, диаграммы и разнообразные рисунки, которые подтверждают все описанное в основном тексте. Также можно разместить ксерокопии сертификатов и другой документации, актуальной для проекта.

    Конкретная информация, которая размещается в этом разделе, в первую очередь зависит от темы научного труда и дисциплины. Но, как правило, работа должна содержать не менее двух таких приложений. В общем виде это могут быть:

    • фотографии, иллюстрации;

    • свидетельства, сертификаты и справки;

    • отчеты об испытаниях;


  • чертежи;

  • статистика;

  • математические подсчеты и формулы;

  • карты и планы;

  • анкеты для опроса.

 

Занятия на 15 и 16 февраля:

Заключение исследовательской работы

Постараемся разобрать, как правильно написать заключение в исследовательской работе учащемуся.

Заключение исследовательской работы представляет собой точное и логичное изложение основных моментов всей индивидуальной или групповой исследовательской работы школьника, отражает собственные выводы учащегося по проведенной работе, включая научно-исследовательскую.

 Заключение – это краткое содержание результатов, которые были получены учащимся в процессе проведения исследовательской работы, и разработанных на их основании предложений по практическому применению полученного в процессе исследования материала.

План написания заключения исследовательской работы

1. Вступительное слово

Заключение, как и любая другая часть исследовательской работы, требует соблюдения структуры изложения от общего к частному. Вступительная часть представляет собой краткое введение в проблему, которой посвящено данное исследование. 

2. Основная часть

В основной части заключения исследовательской работы излагаются выводы, полученные в ходе выполнения практической работы школьника.

 3. Заключительная часть

Здесь приводятся личные предложения автора по совершенствованию объекта изучения и обосновывается практическая значимость исследовательской работы автора.

 Заключение исследовательской работы должно отражать: 

·        Выводы по теории и практической части исследования, которые были получены в ходе ученической исследовательской работы.

·        Оценка и результаты личного эксперимента в рамках учебной исследовательской работы с описанием выводов.

·        Предложения по устранению и решению выявленных в индивидуальной исследовательской работе проблем, а также описание их практической значимости.

·        Подведение итога проделанной и практически готовой исследовательской работы, описание достигнутых целей и выполненных задач.

·        Выводы проделанной учащимся индивидуальной работы должны быть логично и последовательно связаны между собой, подкрепленными цифрами и фактами. 

Существуют общепринятые фразы, которые используются при написании заключительного раздела исследовательской работы: 

В процессе моего исследования я выяснил (а)...

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы...

В заключении отметим, что...

Мы приходим к выводу о...

Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о...

Практическая значимость моего исследования состоит в...

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении ...

В перспективе было бы интересно ...

Мы считаем, что было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть ...

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только... но и ...

Заключение готовой исследовательской работы является одним из главных аспектов проделанной работы в процессе её создания. В этом разделе в сжатом виде должна быть изложена суть всего исследования: тезисы теоретической части, на основании которых было проведено исследование, оценка достижения цели исследования и решения задач, а также четкие выводы.

 В заключении исследовательской работы прописываются результаты действий, проделанных в ходе каждого этапа проведения исследовательской деятельности, итоговые умозаключения. 

Заключение принято начинать с обоснования актуальности темы индивидуальной исследовательской работы, плавно переходя к аргументированию поставленной цели, достижение которой стало результатом проекта школьника. Также необходимо описать моменты, которые не удалось исследовать и раскрыть, какие проблемы при этом возникали, что вносило трудности в процесс исследования.

 Грамотно завершить заключение работы можно, перечислив решённые задачи, представленные во введении исследовательской работы обучающегося школы. Описав решённые проблемы, выполненные задачи исследования и достигнутые цели, необходимо лаконично описать результат практической работы, содержащейся во втором разделе индивидуальной научно-исследовательской работы. 

В конце заключения необходимо указать планы на дальнейшее изучение темы исследования, предложить варианты ее усовершенствования и актуализации.







Занятие на 1 и 2 февраля:

Здравствуйте. Нашей новой темой будет практическая часть работы. 


Вторая глава проектной работы – является практическим исследованием (практикоориентированной или исследовательской), которое должно быть выполнено самостоятельно, отражать тему проекта и содержать данные о конкретной практической

стороне изучаемой проблемы, а также подтверждать или опровергать выдвинутую во

введении гипотезу.

Вторая глава так же, как и первая являются отражением работы школьника над

раскрытием выбранной темы, но в отличие от первой (теоретической) главы вторая

(практическая) глава проекта не может содержать:

теоретического материала, представленного анализом литературных источников, изучения

мнений авторов на тему исследования;

сносок на текст (текст практической главы является практическим анализом автора

проектной работы), кроме тех случаев, когда анализируются статистические данные или

литературные произведения;

заимствований чужих исследований


Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:

темы по которой выполняется проект;

предмета;

класса (курса) учащегося (студента);

требований методического пособия (положения).

  

Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же

объём, как и теоретическая глава.

Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):

1-2 класс: 3-5 страниц;

2-4 класс: 4-6 страниц;

5-6 класс: 7-8 страниц;

7-9 класс: 10-12 страниц;

10-11 класс: 10-15 страниц;

колледж: 10-15 страниц;

вуз: 15-20 страниц.


Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости

от выбранной темы и того, какой будет практическая часть, объём может быть другим, но

делать меньше представленного не желательно.


Практическая глава проектной работы может состоять как из 1 параграфа (то есть не

иметь в своей структуре параграфов), в таком случае название главы выступает

отражением сути проведённого исследования, так и из нескольких параграфов, в таком

случае их количество обычно составляет 2-3.


Практическая глава проектной работы должна быть выполнена по определённой

структуре, которая зависит от темы исследования и того, какое практическое исследование

будет проведено.

Как и все остальные разделы проекта, вторая глава также должна быть построена по

определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического

исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.

Рассмотрим, из чего должна состоять практическая часть проектной

(исследовательской) работы:



1. Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего

исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования,

например:

если в работе проводится анкетирование, необходимо описать, как именно было

проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как

обрабатывались результаты и т.д.;

если в ходе работы над проектом проводились опыты, в пункте 2.1 необходимо указать

инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов:

ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты

проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения; указать базу

исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж,

тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол,

возраст;

если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1

пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.


2. Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном

пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся

результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте

таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть

вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод,

должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.


3. Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации

по решению проблемы исследования.

Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны

самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы

предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.

Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на

несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте

необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных

рекомендаций.


В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть

построено по-разному:

1. Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения

людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при

этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей

(например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди

подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и

среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать

возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный

вид практического исследования может быть проведён практически по любому

предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии,

физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или

использовать его как дополнительное исследование, но не основное.

2. Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии,

химии, физике, экологии, музыки, искусству.

3. Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по

таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология,

музыка.

4. Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают

изучение статистических данных, например, изучение миграции населения,

определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на

анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в

динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь

анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.

Особенность практической части с анализом статистических данных является

наличие ссылок на статистические данные.

Анализ статистических данных в качестве практической части может быть

использован в работах по обществознанию, географии, биологии, социологии,

юриспруденции, медицине, ОБЖ.

5. Веб-сайт – практическая часть в виде подготовки веб-сайта наиболее

предпочтительна для проектных работ по информатике, так как в ходе подготовки вебсайта в практической главе необходимо расписать этапы его разработки, при этом вебсайт может быть посвящен теме исследования, например, истории развития интернета,

в таком случае веб-сайт будет являться также и продуктом проектной деятельности.

Веб-сайт может быть подготовлен не только по предмету «Информатика», но и быть

посвященным какой-либо теме, например, экологическим проблемам России, в таком

случае он будет являться продуктом проектной деятельности.

Подготовленный веб-сайт может быть, как размещен в сети Интернет (например, на

бесплатном хостинге), так и располагаться на локальном носителе, но в любом случае

он должен быть доступен для просмотра.

6. Видеофильм (видеоклип) – практическая часть проектной работы может содержать

ход выполнения видеофильма (видеоклипа) в том случае, если он будет являться

продуктом проектной деятельности, а также будет представлен во время защиты

проектной работы.

Видеофильм (видеоклип), как практическая часть проектной работы, может быть

подготовлен по любому предмету, при этом он должен соответствовать теме, отражать

практическую значимость работы, например:

по предмету «Экология» можно снять видеофильм, отражающий экологические

проблемы города, района и т.д.;

по предмету «Искусство» видеофильм может быть посвящен созданию картины

(рисунка);

по предмету «География» видеофильм может быть посвящен особенностям

географического положения страны.

7. Выставка, праздник, экскурсия, инсценировка – такая практическая часть также

может быть подготовлена, в таком случае следует описать этапы подготовки,

материалы, место проведения, состав участников, какова цель проведения этого

события, какие результаты были получены.

В том случае, если выставка, праздник, экскурсия, инсценировка на момент

написания проектной работы не были подготовлены, полученные результаты

описывать не следует.

8. Творческий продукт – в качестве самостоятельной практической части подготовлен

не может быть, если выполнение проектной работы предполагает создание

творческого продукта, то в практической части может быть описан ход создания

творческого продукта, также следует отразить в ней следующие аспекты:

инструментарий (что потребовалось для создания творческого продукта, например, для

создания рисунка требуется: холст, краски, мольберт, карандаши).

почему было решено создать именно такой творческий продукт;

особенности творческого продукта;

возможность применения творческого продукта и эффект от его реализации.

В приложении к проектной работе можно разместить фотографии создания

творческого продукта, а также его итоговый вариант.

9. Прибор, модель, макет, чертеж – при их подготовке в качестве практической части

проекта следует описать:

цель создания;

необходимые инструменты и материалы (инструментарий);

ход создания, разбитый на этапы с их подробным описанием;

особенности применения и отличие от существующих аналогов (если аналоги

существуют).

В приложении к проектной работе желательно представить ход создания, а также

итоговый вариант прибора, модели, макета или чертежа.

10. Бизнес-план – такая практическая часть подойдёт лишь для

проектов, направленных на разработку бизнес-плана какого-либо предприятия

(компании, организации).

В проектной работе, предполагающей разработку бизнес-плана в практической

части, следует описать поэтапно разработку бизнес-плана с описанием всех

необходимых разделов, отражающих цель, маркетинг, конкурентов, затраты и прочие

разделы обязательные для бизнес-плана.


Занятия на 25 и 26 января: 

Здравствуйте! Наша тема занятий сегодня - теоретическая часть работы. 

Теоретическая часть — важная составляющая вашей работы. Серьёзное исследование не может ограничиваться эмпирическим уровнем, а требует обязательной теоретической рамки. С одной стороны, теоретическая глава должна быть самостоятельной частью текста, с другой — логически связана с остальным исследованием. Теоретическая глава является важной ступенью перед описанием вашей практической части и анализом эмпирического материала. Необходимо показать, что уже было сделано в данной области, а что будет уникальным именно в вашей работе.

Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

 Основная часть работы, представленная главами, содержит:

 ·                        обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

·                        описание источников информации;

·                        изложение общей концепции и основных методов исследования;

·                        содержание теоретических и /или  экспериментальных исследований;

·                        анализ и обобщение результатов исследований. 

Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования. 

Литературный обзор в теоретической части исследовательской работы начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме. Литературный обзор теоретического раздела должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников. 

В заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования. 

Текст теоретической главы в исследовательской работе должен соответствовать требованиям:

 ·                        достоверность и полнота информации;

·                        наличие авторской оценки использованной информации;

·                        логичность структуры;

·                        ясность, четкость изложения;

·                        композиционная целостность;

·                        аргументированность выводов. 

Первая часть практического раздела исследовательской работы содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования. 

Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и проч.

При написании индивидуальной исследовательской работы и с учетом общепринятой структуры учащийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

 В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко,  логично и аргументировано излагать материал. 

Помните, что многие вещи, которые кажутся вам очевидными, поскольку вы давно занимаетесь темой, совсем не так очевидны для читателя. Обратите внимание, что в теоретической главе сконцентрирована большая часть информации, которую вам необходимо описать. Здесь важно соблюдать баланс: с одной стороны, не “налить океан”, с другой — не перегружать читателя большим количеством важных тезисов в одном отрывке. Придерживайтесь простого правила — одна мысль в одном абзаце.

Занятия на 14 и 15 декабря. 

Здравствуйте! Наша тема - "Структура исследовательской работы". 

Правильная структура исследовательской работы учащегося школы является одним из ключевых критериев ее оценивания, формирует у обучающихся навыки грамотного оформления индивидуальных работ, которые в последствии могут быть использованы в написании интересной научно-исследовательской работы. В ином варианте смотри: структура исследовательского проекта

При описании проведенного исследования учащемуся школы необходимо пользоваться общепринятой структурой исследовательской работы. Следует четко определить, что будет содержаться во введении, что в основной части работы и что записать в заключении. Согласно структуре после заключения научно-исследовательской работы прописывается список литературы и приложения.

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:

 

·        титульный лист;

·        оглавление;

·        введение;

·        основная часть (главы);

·        заключение;

·        список использованной литературы;

·        приложения (при необходимости).

 

Титульный лист исследовательской работы.

Первой страницей индивидуальной исследовательской работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа. Существуют строгие правила оформления титульного листа исследовательской работы в школе.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

 

·        полное наименование образовательной организации, в которой выполнена работа;

·        название работы, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

·        фамилия, имя, отчество обучающегося;

·        класс;

·        фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;

·        год и город -  внизу страницы, в центре.

 

Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Напротив всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.

В заголовках глав учебной исследовательской работы должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов исследовательских работ школьников. Оглавление помещается в начале работы перед основной частью, чтобы сразу показать структуру исследовательской работы.

 

Введение исследовательской работы.

 

Введение содержит все основные положения исследовательской работы в сжатой форме и входит в структуру. Введение должно включать в себя:

 

·        актуальность исследования;

·        проблему исследования;

·        формулировку темы;

·        цель исследовательской работы;

·        объект, предмет исследования;

·        задачи, гипотезу;

·        методы исследования;

·        практическую значимость и новизну;

·        краткий анализ изученной литературы.

 

Тема исследовательской работы в школе должна быть оригинальной, с элементом неожиданности, подразумевать возможность относительно быстрого написания исследовательской работы, но при этом сохранять свою необычность и интерес.

Актуальность исследовательской работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.

Цель исследовательской работы формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Задачи исследовательской работы показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследовательской работы школьника. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Гипотеза исследовательской работы - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное. Изначально гипотеза не утверждение и не опровержение — она просто не доказана.

В рамках введения также должны быть сформулированы объект и предмет исследовательской работы и проекта школьника, описаны методы исследования, используемые для достижения цели исследовательской работы, теоретическая значимость работы, выраженная описанием того, как могут применяться полученные результаты проведенного исследования в жизни человека и обществе, и практическая ценность результатов, указывающая на возможность их использования (где, когда и кем).

Новизна исследовательской работы определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач и гипотез.

Литературный обзор исследовательской работы – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.

 

Основная часть исследовательской работы учащихся.

 

Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

 

Основная часть работы, представленная главами, содержит:

 

·        обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

·        описание источников информации;

·        изложение общей концепции и основных методов исследования;

·        содержание теоретических и /или  экспериментальных исследований;

·        анализ и обобщение результатов исследований.

 

Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.

Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

В структуру исследовательской работы также включены выводы к главам, которые должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Список использованной литературы

После  заключения размещается список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке. Библиографические ссылки в научно-исследовательской работе обучающегося употребляются при  цитировании, заимствованиях и упоминании того или иного документа.

 

Виды библиографических ссылок:

 

·        по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;

·        по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;

·        при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;

·        если объектов ссылки несколько - их объединяют в одну комплексную ссылку.

·        Приложения исследовательской работы

 

В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте ученической исследовательской работы


Домашнее задание: продолжать поиск информации по выбранной теме, составление целей, задач, объекта и предмета, введения работы, принести предварительные наброски текста. 


Занятия на 7 и 8 декабря: 

Здравствуйте! Тема занятия сегодня - "Цели, задачи, методы, гипотеза"

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения»,  то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какоголибо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления

или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного

решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

Если исследование предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить:

1) вывить (узнать, изучить)

2) экспериментально проверить

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Выводы

Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие

выводы:

1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в

порядке убывания важности.

В «Выводах» можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы

данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет

осуществляться. Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не

должны быть кратким изложением работы или ее раздела «результаты и

обсуждение».

Метод - это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений».

Теоретические методы – характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

Общенаучные методы:

•Наблюдение, Эксперимент,

•Анализ, Синтез,

•Измерение Сравнение

•Анкетирование Интервьюирование

•Моделирование и др.

Методы должны быть научными, нельзя  полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. 


Домашнее задание: продолжать поиск информации по выбранной теме, составление целей, задач, объекта и предмета, введения работы, принести предварительные наброски текста. 



Занятие на 30 ноября и 1 декабря. 

Здравствуйте! Тема нашего занятия - "Новизна исследовательской работы"

Что такое научная новизна исследования

Научная новизна исследования — это результат исследования, полученный впервые. Любая научная работа с новизной ценится выше, чем работа с результатами, которые ранее уже были получены другими учеными.

Научная новизна может быть в виде:

  • нового знания, выявленного впервые или незамеченного ранее;
  • нового аспекта известной информации;
  • нового метода для применения;
  • формирования новой модели, действия, процесса;
  • нового средства, которое улучшает процесс.

Формулируется научная новизна емко и без неопределенности.

Наличие элементов новшества — важнейшее требование в научно-исследовательских работах. Научная новизна показывает исследовательский характер проектной работы, ее актуальность и полезность для научного сообщества.

Задача автора исследования — увидеть вариант разработки или улучшения объекта исследования.

Примеры научной новизны в магистерской диссертации:

Пример разработки нового подхода

Предложен новый подход к представлению зависимостей между процедурами принятия решений по управлению производствами и процессом контроля загрязнения атмосферного воздуха промышленного региона, направленных на снижение валового выбросов в атмосферу с учетом вклада каждого из предприятий-источников загрязнения в валовых выбросах.

Пример разработки новой системы

Разработана интеллектуальная система снижения валового выброса, в которой применяются технологии искусственного интеллекта для вычисления долей изменения нагрузки предприятий в соответствии с их долями в валовых выбросах ЗВ в атмосферу в условиях неполной и нечеткой информации.

Пример разработки нового метода

Разработан комбинированный метод вычислений с использованием математического аппарата нечеткой логики и компьютерного моделирования физических сред, позволяющий определить вклад каждого источника выброса вредных веществ в суммарный выброс в атмосферном воздухе;

разработан метод вычисления оптимальных соотношений, в соответствии с которым происходит изменение режимов работы предприятий с учетом их вкладов в валовых выбросах ЗВ в атмосферу в режиме реального времени.

Научная новизна описывается в:

  • введении — дается краткая характеристика новизны;
  • заключении — отражаются результаты и подводятся итоги. 

Новизна полученных результатов зависит, в том числе и от выбранных методов исследования. Неправильно выбранные методы могут стать причиной низкой оценки качества полученных результатов.

Рекомендуется использовать разные методы, при этом полученные результаты не должны противоречить друг другу. Также автору следует сравнить полученные результаты с результатами аналогичных исследований других исследователей.

Чем отличается научная новизна от актуальности, практической значимости и положений, выносимых на защиту

Разница между научной новизной и другими понятиями в научно-исследовательской работе:

Понятие

Определение

Вид НИР

Актуальность

Важность в настоящий момент решений поставленных проблем, вопросов. Без выделения новых аспектов нет актуальности работы

Курсовая, ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья

Практическая значимость

Возможность дальнейшего практического применения  результатов исследования

ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья

Научная новизна

Уникальный результат исследования, отличный от результатов других исследований на схожую тему

ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья

Выносимые на защиту положения

Перечисление итогов, выводов достигнутых целей и решенных задач. Важно, что все это тезисы, которые ранее никем не выдвигались

ВКР, магистерская, кандидатская и докторская диссертации

Научная (теоретическая) значимость

Теоретическое значение полученных результатов исследования

ВКР, кандидатская и докторская диссертации, научная статья

 Критерии, определяющие научную новизну в диссертации, курсовой и дипломе

Критерии научной новизны помогают понять, действительно ли результаты исследования обладают новшеством для научного сообщества:

  • не используемые ранее методы решения задач;
  • формирование новой теории;
  • переосмысление известного процесса или явления;
  • нестандартное применение привычного способа;
  • предложение оригинальных моделей или мероприятий;
  • новые результаты опытов;
  • пересмотр существующих выводов;
  • комбинация способов и методов.

Научная новизна необязательно должна носить глобальный характер. Важно, чтобы полученные результаты была новыми для конкретной области науки в текущий момент.

 Научную новизну не достаточно просто определить, ее необходимо правильно сформулировать, чтобы сразу было понятно, каким новшеством обладают результаты исследования.

Правильная и неправильная формулировка научной новизны

Неправильно

Правильно

Научная новизна исследования – это изученные правила при работе со сжиженными газами и горючими жидкостями

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности и опасности при работе со сжиженными газами и горючими жидкостям

Научная новизна исследования – это то, что рекомендуемые мероприятия при производстве работ повысят безопасность работников при отборе проб сжиженных газов

Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны рекомендации и мероприятия для безопасного производства работ при отборе проб сжиженных газов

Научная новизна исследования – это демографическая модель при благоприятных условиях

Научная новизна исследования состоит в том, что смоделированы демографические процессы при условиях улучшения экономической ситуации

Научная новизна исследования – это модели процесса для обучения детей с особенностями развития

Научная новизна исследования состоит в том, что определена модель обучающего процесса для детей с особенностями развития

Для формулировки новизны используются готовые речевые обороты, описывающие достижения. Все они используются в безличной форме: рассмотрены… разработаны…, выявлены…, спроектированы…, определены и т.д.

Подробнее

Чек-лист, как определить научную новизну

Чтобы определить научную новизну в работе, необходимо:

  1. Выделить проблему, присущую объекту исследования.
  2. Изучить авторитетные литературные источники по теме.
  3. На основании особенностей объекта и изученной информации сделать вывод о недостаточной изученности вопроса.
  4. Подготовить свои варианты решения, подкрепив их доказательствами (теоретическими данными, фактами из авторитетных источников, самых последних исследований).
  5. Сформулировать новизну своего исследования.
  6. Составить теоретическое обоснование.
  7. Доказать новизну на практике.
  8. В выводах по полученным результатам сделать акцент на научной ценности.
  9.  

 Выводы

Научная новизна исследования — абсолютно новый результат исследования, представленного в научно-исследовательской работе. Полученные результаты должны быть уникальными по отношению к результатам исследований по аналогичной теме.

Такие положения не всегда бывают глобальными. Важна значимость новизны для выбранного процесса, системы, предприятия в настоящий момент.

Новизна может быть представлена в виде малоизученного знания, гипотезы, нестандартного подхода, ранее не применяемых методов.

Задача исследователя при выявлении новаторства — увидеть малоизученные аспекты вопроса, предложить нестандартность решения, доказанные на практике.

Домашнее задание: продолжать поиск информации по выбранной теме, составление целей, задач, объекта и предмета, введения работы, принести предварительные наброски текста. 


Занятие на 23 и 24 ноября. 

Здравствуйте! Тема нашего занятия - "Защита проекта". 

Презентация находится  здесь

Проект (латин. «projectus») - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта.

Проект - специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Метод проекта – педагогическая технология, цель которой интеграция имеющихся у обучающихся знаний и приобретение новых.

Индивидуальный итоговый проект –  учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). 

Защита  индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Задачи работы над проектом:

ü  Обучение планированию;

ü  Формирование навыков сбора и обработки информации;

ü  Развитие умения анализировать;

ü  Формирование креативности и творческого мышления;

ü  Развитие навыков публичного выступления;

ü  Формирование позитивного отношения к деятельности.

 

Этапы проекта:

ü  Подготовка

ü  Планирование

ü  Процесс проектирования

ü  Результаты и выводы, оформление

ü  Защита

ü  Оценка 

Продукты проекта:

      атлас;

      выставка;

      журнал;

      коллекция;

      праздник;

      справочник;

      сценарий;

      учебное пособие;

      макет;

      путеводитель;

      костюм;

      мультимедийный продукт;

      письмо;

      экскурсия;

 

Защита проекта может происходить как на школьной конференции, так и в процессе деятельности специально организованной комиссии. 




Этапы работы над проектом:

      1. План-график работы над проектом, выбор темы

      2. Что такое проект и как его делать ученику?

      3. Работа над проектом

      4. Предзащита

      5. Защита итогового индивидуального проекта

 

 

 

Домашнее задание: продолжать поиск информации по выбранной теме, составление целей, задач, объекта и предмета, введения работы.





Занятие на 16 и 17 ноября. 

Здравствуйте, ребята! Темой нашего нового занятия станет "Виды источников информации". 

Презентацию можно просмотреть здесь. 

Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Также это  вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Информация - это все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.


Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.

 

По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).

По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.

Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов.

К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы.

Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

            Вторичные документы выполняют две основные функции:

-оперативно оповещают о появлении первичных документов;

-в сжатом виде излагают основное их содержание.

 

Документальные источники информации и их основные виды:

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен.

Все документальные источники научной информации делятся, прежде всего, на первичные и вторичные.

В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

 

По форме научные документы различают:

 

·         текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);

 

·         графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);

 

·         аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).

 

Основные виды источников научной информации:

 

Научная книга - важнейшее средство обобщения научной информации, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

 

В научных книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры.

 

По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25% всех выпускаемых книг.

Сборник научных трудов - научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы. Жанровый состав произведений различен. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Главное, что их объединяет, - научный характер содержания.

Раскроем виды и назначение основных учебных книг, в которых также можно найти научную информацию.

·         Учебник - основное учебное издание по дисциплине, которое содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

·         Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник.

·         Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины.

·         Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала.

·         Газета - это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. 

Задания:

1. Что такое информация, и в чем ее отличие от научной информации? Дать определения.



3.  По форме научные документы различают на следующие виды. Нужно дописать примеры

 

·         текстовые (какие именно?)

 

·         графические или изобразительные (какие именно?);

 

·         аудиовизуальные (какие именно?).

 

4. Вставить пропущенные слова.

_________- основное учебное издание по дисциплине, которое содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

_____________ выпускается в дополнение к ___________. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник.

__________ включает __________ одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою __________нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины.

__________ является дополнением к ________ и излагает в основном новый оригинальный материал. ________ создаются на базе прочитанного материала.

      __________ - это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

 

Домашнее задание: Искать информацию по выбранной теме – как в сети Интернет, так и среди книжных источников информации. 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий